Клофелиновый наркоман

На приеме участковый терапевт (В), пациентка 70 лет (П):
П: Доктор, мне стало хуже, лекарства уже не помогают...
В: Как проявляется то, что Вам, стало хуже? - говорит, листая амбулаторную карточку.
Больная описывает, ухудшение состояния немного спутано, но все же понятно, что ей действительно хуже, вероятно, из-за неконтролируемого артериального давления.
В это время врач, находит рекомендации кардиолога, данные пол года назад.
В: А что вы сейчас принимаете?
П: Таблетки.
В: Какие?
П: Много.
В: А по-конкретнее, как называются таблетки?
П: Я не помню.
В: Вот кардиолог вам назначал... (перечисляет препараты). Вы их принимаете сейчас?
П: Нет...
В: Почему?
П: Я принимаю таблетки, которые мне в больнице назначили, - по данным карты, это было 2 года назад.
В: А почему Вы не пьете, таблетки, назначенные кардиологом?
П: Они мне не помогают.
В: Вы их начинали принимать?
П: Да.
В: Долго их пили?
П: По одной коробочке, но давление они не снизили.
Врач меряет АД... Действительно, оно значительно выше нормы (180/120 мм. рт. ст). Изучив амбулаторную карту, в соответствии с данными обследования решает самостоятельно скорректировать гипотензивную терапию. Взяв за основу рекомендации кардиолога, добавляет к ним еще 1 гипотензивный препарат, а также меняет один из назначенных ранее препаратов на более подходящий в данном случае препарат той же группы (акридилол на беталок ЗОК), увеличив его дозу на 1 ступень. Записывает назначения в амбулаторную карту, начиная вслух объяснять рекомендации больной.
П: Доктор, а вы мне выпишете клофелин?
В: Нет, я Вам назначаю хорошие препараты:... (перечисляет их, добавляя, на что каждый из них влияет) - они должны помочь.
П: Но мне, кроме клофелина ничего не помогает! Предыдущий врач (называет фамилию врача, ушедшего на пенсию с этого места) мне всегда их назначала! Они мне очень хорошо помогают! Я... Как только их выпью, у меня давление сразу падает, а от остальных - нет.
В: Первое, у клофелина очень много побочных эффектов, в том числе резкий спад, а потом такой же резкий повторный подъем давления, который значительно вреднее для сосудов, чем просто повышенное давление. Поэтому он запрещен для приема.
П: Но ведь я же его буду пить, чтобы лечиться, а не просто так... Я бы и так его купила! Но в аптеке его теперь без рецепта не дают.
В: Второе, есть препараты, которые значительно лучше. Они и давление снижают плавнее, и действуют дольше, и, что самое главное, не дают резкого подъема после действия. Вспомните, какое у вас бывало АД после того, как действие клофелина заканчивалось по ощущениям?
П: ну 240, но потом я пила таблетки, и оно снова падало... Так Вы мне не выпишете клофелин (говорит нахмурив брови)?
В: Нет. Третье, Вы раньше пробовали таблетки, которые я Вам назначил (спрашивает новые назначения)?
П: Нет. (обиженный вид) Но выпишьте мне клофелин, он ведь правда помогает. Честно. Я ведь Вас не обманываю!
В: Клофелин я Вам не выпишу - он запрещен законом! Я уже говорил, что вред от него превышает пользу! То, лечение, которое я Вам сейчас рекомендую, должно помочь, если Вы его будете своевременно принимать.
П: Но мне он нужен! Действительно нужен!
В: Принимайте назначенные мною препараты, они Вам лучше помогут.
Пациентка с обиженным выражением лица молча встает.
В: Принимайте эти препараты и приходите через неделю для контроля давления.
Пациентка также молча уходит.

Наркомания или привычка? Наркомания привычка? Стараться им помочь, рискуя потерять их доверие или пусть спокойно доживают свой век?

5 комментариев:

  1. Доктор безусловно прав! вот только пациенты, принимающие клофелин изобретательны: таблетки пить не будут, а на следующем приеме скажут - не помогают. Беда! Вопрос, что победит - здравый смысл или упрямство больных, - остается риторическим. Спасибо за клинический пример.

    ОтветитьУдалить
  2. а какие побочные эффекты от этой зависимости? зараннее благодарна

    ОтветитьУдалить
  3. Клофелин короткодействующий препарат с индивидуальной длительностью действия. В конце действия получаем "скачок" давления, который более опасен в плане инсультов и инфарктов, чем даже стабильно высокое давление. Плюс постепенно эффект от клофелина ослабевает, длительность действия уменьшается, потребность в нем увеличивается. Чем не наркомания? Про синдромы отмены и отдачи можно отдельную статью писать. Плюс нежелательные взаимодействия с другими препаратами. Например, антабусоподобный эффект с алкоголем.

    ОтветитьУдалить
  4. подскажите, что мне с таким пациентом делать, ад 240 регулярно, ничего не принимает, просит клофелин. Получается либо я выпишу клофелин, либо пациент мой умрет...

    ОтветитьУдалить
  5. Вы врач? Если да, то в какой стране работаете?

    ОтветитьУдалить